Архив

 

Амурский гидрометцентр отказывается предоставлять муниципальным органам власти региона оперативную информацию о гидрометеорологических явлениях. Соответствующая директива спущена на все метеостанции Амурской области, сообщила замдиректора Амурского гидрометцентра Елена Печкина. Касается она всех оперативно-прогностических данных. Не исключение период стихийных гидрометеорологических явлений, а также прогнозируемое наводнение.

 

С проблемой получения информации о количестве осадков, выпавших на территории муниципалитета, столкнулся Белогорск. В период непрекращающихся июньских дождей и ожидаемого прихода почти метрового гребня волны с верховьев реки Томь, ставящих под угрозу затопления часть города («Остров «Старица», дачи «Междуречье», частные подворья в районе левобережья Томи), муниципалитет не может получить информацию о количестве выпавших осадков за июнь.

Специалисты Гидрометцентра рекомендуют заключать договора на возмездное обслуживание. Стоимость разового получения оперативной информации колеблется от 600 до 1000 рублей. Впрочем, намекнули в учреждении, сумма может доходить и до миллиона, в зависимости от того, какие данные необходимы заказчику.

Как сообщили в маркетинговом отделе Амурского Гидрометцентра, выполняя Госзаказ, метеостанции не имеют права предоставлять «наблюдательные» данные властям на местах без перечисления средств.

- Достоверной информация становится только тогда, когда наблюдения метеорологов на местах проходят инженерную и другую прогностическую проверку у нас в Благовещенске, - подчеркнула Елена Печкина. – Мы тут все оцениваем, анализируем и только тогда разрешаем выдавать данные для всеобщего пользования.

Сколько времени уйдет на то, чтобы проанализировать метеоданные и будут ли они оперативными для принятия решений муниципалитетом, неизвестно.

- Понятно, что в стране сложное время, всем нужны деньги, но мне все же непонятна позиция метеорологов в продаже метеоданных, - прокомментировал ситуацию начальник Управления ГОиЧС администрации Белогорска Михаил Драгунов. - Мы, например, когда встает вопрос о получении оперативной информации с верховьев Томи, всегда находим возможность найти бензин для автомобиля гидролога. Который, кстати, в структуре муниципалитета не работает. И не было такого, чтобы в городе на просьбу помочь с бензином, потому что в организации его нет, сказали, мол, не наши полномочия или покупайте его. Всегда помогали!

 

7/2017-4397(1)

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск Дело № А04-10573/2016

27 января 2017 года

В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ решение изготовлено 27.01.2017.

Резолютивная часть решения объявлена 24.01.2017.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Н.С.Заноза,

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Е.И. Небытовой

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление федерального

государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1132801000364, ИНН

2721198826)

к администрации города Белогорск (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986)

о защите деловой репутации,

Третье лицо: муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской

обороны и чрезвычайным ситуациям города Белогорск» (ОГРН 1022800712440, ИНН

2804008437)

при участии в заседании: (до и после перерыва): от истца: Живодеров П.В. – дов. от

01.09.2016 сроком на один год, паспорт

от ответчика: Несмелова Н.Ю. – дов. от 09.01.2017 №1 сроком по 31.12.2017, удостоверение

третье лицо: не явился, увед. з/п 61272

установил:

В Арбитражный суд Амурской области обратилось федеральное государственное

бюджетное учреждение "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды" (далее – ФГБУ Дальневосточное УГМС», истец) с требованием к

муниципальному образованию города Белогорска (ответчик) признать пресс-релизы

А04-10573/2016

2

администрации муниципального образования города Белогорска Амурской области не

соответствующие действительности и порочащими деловую репутацию истца; обязать

администрацию муниципального образования города Белогорска Амурской области дать

опровержение.

Требования обоснованы выпуском администрацией города Белогорска 30.06.2016 и

19.07.2016 пресс-релизов, содержащих, по мнению истца, недостоверные сведения в

отношении филиала ФГБУ «Дальневосточное УГМС», порочащие его деловую репутацию.

В заседании 23.01.2017 уточнил требования - просит:

1. Признать не соответствующими действительности и порочащими деловую

репутацию истца следующие фразы.

В пресс-релизе от 30.06.2016:

- «Амурский гидрометцентр отказывается предоставлять муниципальным органам

власти региона оперативную информацию о гидрометеорологических явлениях.»;

- Соответствующая директива спущена на все метеостанции Амурской области,

сообщила замдиректора Амурского гидрометцентра Елена Печкина Касается она всех

оперативно-прогностических данных. Не исключение период стихийных

гидрометеорологических явлений, а также прогнозируемое наводнение.»;

- «Специалисты Гидрометцентра рекомендуют заключать договора на возмездное

обслуживание»;

- «Стоимость разового получения оперативной информации колеблется от 600 до 1000

рублей. Впрочем, намекнули в учреждении, сумма может доходить и до миллиона, в

зависимости от того, какие данные необходимы заказчику.»;

- «Как сообщили в маркетинговом отделе Амурского Гидрометцентра, выполняя

Госзаказ, метеостанции не имеют права предоставлять «наблюдательные» данные властям на

местах без перечисления средств.»;

- Достоверной информация становится только тогда, когда наблюдения метеорологов на

местах проходят инженерную и другую прогностическую проверку у нас в Благовещенске, -

подчеркнула Елена Печкина. - Мы тут все оцениваем, анализируем и только тогда разрешаем

выдавать данные для всеобщего пользования.»;

- «Понятно, что в стране сложное время, всем нужны деньги, но мне все же непонятна

позиция метеорологов г продаже метеоданных, прокомментировал ситуацию начальник

Управления ГОиЧС администрации Белогорска Михаил Драгунов.».

В пресс-релизе от 19.07.2016:

- «Пресс-релиз обнародован после неоднократных и безуспешных попыток

А04-10573/2016

3

руководителя пресс-службы главы Белогорска Марины Зингер получить данные в Амурском

гидрометцентре о выпавших на территории города в июне осадках.»;

- «Ранее проблем в получении данных о метеорологических явлениях не возникало»;

- «Более того, гидрометцентр предложил муниципалитету эту информацию покупать»;

- «Используя замысловатые словесные конструкции о «режимности» и обязательном

прохождении «пространственного контроля» данных амурского ПГМС, руководитель

филиала Виталий Соловьев не опровергает, что запрошенные ранее данные являются

платными, и пресс-службе главы Белогорска было действительно рекомендовано обратиться

в маркетинговый отдел для ознакомления «с прейскурантом цен на предоставление

информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения»;

- «Учитывая интенсивность и частоту дождей, выпадавших в Белогорске в течение

всего июня, администрации города была необходима информация о количестве осадков за

июнь для принятия решений по обеспечению бесперебойной жизнедеятельности

муниципалитета и доведения этой информации до жителей города»;

- «В-третьих, помимо прогнозов погоды на краткосрочную перспективу, присылаемых

периодически (и зачастую за сутки до метеорологического явления)»;

- Однако, ни с начала 2016 года, ни за месяц до повышения уровня реки Томь выше

критических отметок, Амурским ЦГМС не было прислано ни одного предостережения о

возможном подтоплении городского округа. Если бы служба отработала свое предназначение

качественно и в срок, то муниципалитет смог бы своевременно принять ряд важных

решений.»;

- Более того, информация, вовремя полученная от Амурского ЦГМС, позволила бы

внести коррективы в бюджетное планирование города, в хозяйственную деятельность

муниципальных предприятий.»;

- «Тем более, что последние зачастую не по долгу службы, а из чувства ответственности

за вверенный горожанами округ, например, изыскивают средства на бензин для выезда

специалистов Амурского ЦГМС для получения оперативной и достоверной информации о

гидрологической ситуации в верховьях Томи.»;

- «Амурский ЦГМС предлагает купить информацию»;

- «При этом, не забывая просить у муниципалитета денег на бензин для водомета».

2. Обязать администрацию муниципального образования города Белогорска Амурской

области дать опровержение.

Ходатайство истца судом принято к рассмотрению (ст. 49 АПК РФ).

Муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и

А04-10573/2016

4

чрезвычайным ситуациям города Белогорск» в отзыве указало, отслеживание информации о

количестве выпавших осадков не входит в компетенцию третьего лица, указанная

информация не доводилась до третьего лица; в телефонном режиме учреждение получало

информацию с гидрологического поста г. Белогорск об уровне воды в верховьях реки Томь в

преддверии введения на территории города Белогорск режима ЧС в июне 2016. По мнению

третьего лица, пресс-релизы ответчика не содержат недостоверной информации, а требования

истца не подлежит удовлетворению.

В заседании 23.01.2016 судом был объявлен перерыв до 24.01.2017 г. до 13 час. 15 мин.

(каб. № 233), информация о чем размещена на официальном сайте Арбитражного суда

Амурской области.

После перерыва судебное разбирательство продолжено 24.01.2017 в 13 час. 15 мин.

После перерыва истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Ответчик в заседаниях просил в иске отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил

следующее.

30.06.2016 на официальном сайте администрации города Белогорск www.belogorck.ru в

разделе «Новости» по адресу: http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode/27767-amurskijgidromettsentr-

munitsipalitety-dolzhny-platit-za-predostavlenie-operativnoj-informatsii-ometeodannykh

», был размещен пресс-релиз под заголовком «Амурский Гидрометцентр:

муниципалитеты должны платить за предоставление оперативной информации о

метеоданных».

В названном пресс-релизе содержатся следующие фразы:

- «Амурский гидрометцентр отказывается предоставлять муниципальным органам

власти региона оперативную информацию о гидрометеорологических явлениях.»;

- Соответствующая директива спущена на все метеостанции Амурской области,

сообщила замдиректора Амурского гидрометцентра Елена Печкина. Касается она всех

оперативно-прогностических данных. Не исключение период стихийных

гидрометеорологических явлений, а также прогнозируемое наводнение.»;

- «Специалисты Гидрометцентра рекомендуют заключать договора на возмездное

обслуживание»;

- «Стоимость разового получения оперативной информации колеблется от 600 до 1000

рублей. Впрочем, намекнули в учреждении, сумма может доходить и до миллиона, в

зависимости от того, какие данные необходимы заказчику.»;

- «Как сообщили в маркетинговом отделе Амурского Гидрометцентра, выполняя

А04-10573/2016

5

Госзаказ, метеостанции не имеют права предоставлять «наблюдательные» данные властям на

местах без перечисления средств.»;

- Достоверной информация становится только тогда, когда наблюдения метеорологов на

местах проходят инженерную и другую прогностическую проверку у нас в Благовещенске, -

подчеркнула Елена Печкина. - Мы тут все оцениваем, анализируем и только тогда разрешаем

выдавать данные для всеобщего пользования.»;

- «Понятно, что в стране сложное время, всем нужны деньги, но мне все же непонятна

позиция метеорологов в продаже метеоданных, прокомментировал ситуацию начальник

Управления ГОиЧС администрации Белогорска Михаил Драгунов.».

19.07.2016 на официальном сайте администрации города Белогорск www.belogorck.ru в

разделе «Новости» по адресу: http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode/27941-amurskijgidromettsentr-

potreboval-ot-administratsii-belogorska-vosstanovit-svoyu-meteoreputatsiyu был

опубликован пресс-релиз под заголовком «Амурский Гидрометцентр потребовал от

администрации Белогорска восстановить свою метеорепутацию».

В данном пресс-релизе содержатся следующие фразы:

- «Пресс-релиз обнародован после неоднократных и безуспешных попыток

руководителя пресс-службы главы Белогорска Марины Зингер получить данные в Амурском

гидрометцентре о выпавших на территории города в июне осадках.»;

- «Ранее проблем в получении данных о метеорологических явлениях не возникало»;

- «Более того, гидрометцентр предложил муниципалитету эту информацию покупать»;

- «Используя замысловатые словесные конструкции о «режимности» и обязательном

прохождении «пространственного контроля» данных амурского ПГМС, руководитель

филиала Виталий Соловьев не опровергает, что запрошенные ранее данные являются

платными, и пресс-службе главы Белогорска было действительно рекомендовано обратиться

в маркетинговый отдел для ознакомления «с прейскурантом цен на предоставление

информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения»;

- «Учитывая интенсивность и частоту дождей, выпадавших в Белогорске в течение

всего июня, администрации города была необходима информация о количестве осадков за

июнь для принятия решений по обеспечению бесперебойной жизнедеятельности

муниципалитета и доведения этой информации до жителей города»;

- «В-третьих, помимо прогнозов погоды на краткосрочную перспективу, присылаемых

периодически (и зачастую за сутки до метеорологического явления)»;

- Однако, ни с начала 2016 года, ни за месяц до повышения уровня реки Томь выше

критических отметок, Амурским ЦГМС не было прислано ни одного предостережения о

А04-10573/2016

6

возможном подтоплении городского округа. Если бы служба отработала свое предназначение

качественно и в срок, то муниципалитет смог бы своевременно принять ряд важных

решений.»;

- Более того, информация, вовремя полученная от Амурского ЦГМС, позволила бы

внести коррективы в бюджетное планирование города, в хозяйственную деятельность

муниципальных предприятий.»;

- «Тем более, что последние зачастую не по долгу службы, а из чувства ответственности

за вверенный горожанами округ, например, изыскивают средства на бензин для выезда

специалистов Амурского ЦГМС для получения оперативной и достоверной информации о

гидрологической ситуации в верховьях Томи.»;

- «Амурский ЦГМС предлагает купить информацию»;

- «При этом, не забывая просить у муниципалитета денег на бензин для водомета».

Полагая, что указанные фразы, не соответствуют действительности и порочат деловую

репутацию истца, последний обратился с иском о признании сведений не соответствующими

действительности, порочащими его деловую репутацию и с требованием опубликования

опровержения.

В свою очередь администрация города Белогорск, возражая против удовлетворения

исковых требований, пояснила, что тексты спорных пресс-релизов не нарушают деловую

репутацию истца, так как не содержат порочащих сведений об истце в форме утверждения об

осуществлении им незаконной или противоправной деятельности. Более того, по мнению

администрации, значительная часть пресс-релизов выстроена в форме оценочного суждения

и выражения мнения по результатам телефонных переговоров с должностными лицами

Амурского ЦГМС.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по

правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

проанализировав правовые позиции лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о

наличии основной для удовлетворения заявленных истцом требований в части, исходя из

следующего.

В силу пункта 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на

защиту своей чести и доброго имени.

В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК

РФ) деловая репутация относится к нематериальным благам.

По пункту 1 статьи 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения

порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший

А04-10573/2016

7

такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Согласно пункту 11 статьи 152 ГК РФ правила настоящей статьи о защите деловой

репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда,

соответственно, применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской

Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства

граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее - Постановление

Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3), по делам данной категории обстоятельствами,

имеющими значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об

истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При

отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен

судом.

Пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 разъяснено, что

обязанность доказывания соответствия действительности распространенных сведений лежит

на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому

предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Из разъяснений пункта 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 следует, что

надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации

являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица,

распространившие эти сведения.

В случае, когда сведения были распространены работником в связи с осуществлением

профессиональной деятельности от имени организации, в которой он работает (например, в

служебной характеристике), надлежащим ответчиком в соответствии со статьей 1068

Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическое лицо, работником

которого распространены такие сведения.

Согласно Положению, утвержденному Постановлением администрации г. Белогорска №

478 от 30.03.2012, пресс-служба г. Белогорска является структурным подразделением

аппарата Администрации; пресс-службу возглавляет руководитель, который, наряду со

специалистами пресс-службы, является муниципальным служащим города Белогорска.

Таким образом, администрация г. Белогорска является надлежащим ответчиком по делу.

В пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 разъяснено, что под

распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую

репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать, в частности, опубликование таких

сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных

А04-10573/2016

8

программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а

также с использованием иных средств телекоммуникационной связи.

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении

гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении

нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или

политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-

хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев

делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию

гражданина или юридического лица.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах

или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся

оспариваемые сведения.

Опубликование 30.06.2016 и 19.07.2016 пресс-релизов под заголовками «Амурский

Гидрометцентр: муниципалитеты должны платить за предоставление оперативной

информации о метеоданных» и «Амурский Гидрометцентр потребовал от администрации

Белогорска восстановить свою метеорепутацию» на официальном сайте администрации

города Белогорск в разделе «Новости» подтверждается материалами дела и ответчиком не

оспаривается.

Таким образом, факт распространения содержащихся в статье сведений является

установленным и ответчиком не оспорен.

При оценке оспариваемого сведения как факта или события следует учитывать, что в

соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей

29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли

и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам

человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам

следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности

которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются

предметом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской

Федерации, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не

могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Таким образом, при рассмотрении настоящего спора суду надлежит выяснить, какие из

приведенных в исковом заявлении фрагментов пресс-релиза являются сведениями, как

утверждения о фактах, то есть о тех или иных действительных вполне реальных событиях,

которые могут характеризоваться такими признаками как конкретность деяния, дата,

А04-10573/2016

9

субъектный состав, а какие - мнением, суждением, поскольку только сведения, то есть

сообщения об имевших место фактах, могут быть проверены на соответствие их

действительности.

При этом выводы суда о том, содержат ли оспариваемые истцом фрагменты пресс-

релиза информацию о фактах (событиях, действиях) или является мнением (суждением)

ответчика может основываться только на смысловом анализе текста, исходя из анализа

конкретных словесно-смысловых конструкций, составляющих каждый фрагмент пресс-

релиза в совокупности с содержательно-смысловой направленностью всего текста.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

(Росгидромет) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои

территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями

и иными организациями (п. 4 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и

мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от

23.07.2004 № 372).

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное управление по

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" является подведомственной

организацией Росгидромета.

Вопросы предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу

окружающей среды (Росгидромет) информационных услуг получателям информации

независимо от их организационно-правовой формы, регулируются Положением,

утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.1997 № 1425 (далее Положение

№ 1425).

В соответствии с п.п. 2-5 Положения № 1425, к информационным услугам в области

гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды относится

предоставление организациями Росгидромета оперативно-прогностической, аналитической,

режимно-справочной информации общего назначения и специализированной информации.

Информация в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей

природной среды общего назначения, указанная в Приложении к настоящему Положению,

предоставляется получателям информации бесплатно или за плату, не возмещающую в

полном размере расходы на эти услуги.

Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета.

Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей

А04-10573/2016

10

природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти

Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации,

органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций.

Другим получателям информации информация в области гидрометеорологии и

мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется за плату в

размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по

информационно-телекоммуникационным сетям, включая сеть Интернет, и сетям почтовой

связи.

Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга

загрязнения окружающей природной среды предоставляется получателям информации в

рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по

информационному обеспечению.

В перечень информационных услуг общего назначения (приложение к Положению №

1425) не включена информация о количестве выпавших осадков на территории

муниципалитета.

В раздел П. Аналитическая и режимно-справочная информация Перечня

информационных услуг общего назначения (приложение к Положению № 1425) включен

только Обзор агрометереологических условий за декаду по территории Российской

Федерации (с приложением карт количества осадков за декаду и месяц), содержание которого

должна являться характеристика погодных условий, оценка влияния агрометеорологических

условий на перезимовку, проведение полевых работ, рост, развитие и формирование урожая

основных сельскохозяйственных культур.

Доказательств заключения ответчиком с истцом соглашения на получение

специализированной информации в порядке, предусмотренным п. 5 Положения № 1425,

ответчиком не представлено.

Как полагает истец, текст пресс-релиза под заголовком «Амурский Гидрометцентр:

муниципалитеты должны платить за предоставление оперативной информации о

метеоданных», размещенного на сайте администрации города Белогорск в сети Интернет

30.06.2016, содержит следующую негативную информацию об Амурском ЦГМС, не

соответствующую действительности и порочащую его деловую репутацию: «Амурский

гидрометцентр отказывается предоставлять муниципальным органам власти региона

оперативную информацию о гидрометеорологических явлениях»; Соответствующая

директива спущена на все метеостанции Амурской области, сообщила замдиректора

А04-10573/2016

11

Амурского гидрометцентра Елена Печкина. Касается она всех оперативно-прогностических

данных. Не исключение период стихийных гидрометеорологических явлений, а также

прогнозируемое наводнение»; «Специалисты Гидрометцентра рекомендуют заключать

договора на возмездное обслуживание»; «Стоимость разового получения оперативной

информации колеблется от 600 до 1000 рублей. Впрочем, намекнули в учреждении, сумма

может доходить и до миллиона, в зависимости от того, какие данные необходимы заказчику»;

«Как сообщили в маркетинговом отделе Амурского Гидрометцентра, выполняя Госзаказ,

метеостанции не имеют права предоставлять «наблюдательные» данные властям на местах

без перечисления средств»; Достоверной информация становится только тогда, когда

наблюдения метеорологов на местах проходят инженерную и другую прогностическую

проверку у нас в Благовещенске, - подчеркнула Елена Печкина. - Мы тут все оцениваем,

анализируем и только тогда разрешаем выдавать данные для всеобщего пользования»;

«Понятно, что в стране сложное время, всем нужны деньги, но мне все же непонятна позиция

метеорологов в продаже метеоданных, прокомментировал ситуацию начальник Управления

ГОиЧС администрации Белогорска Михаил Драгунов».

Проанализировав оспариваемые фрагменты пресс-релиза от 30.06.2016, которые, по

мнению истца, порочат его честь и деловую репутацию в совокупности с содержательно-

смысловой направленностью всего текста, суд приходит к выводу о том, что содержащаяся в

указанном пресс-релизе информация явно носит негативный характер и создает в глазах

неопределенного круга лиц читателей негативный образ Амурского Гидрометцентра, как

учреждения, осуществляющего свою деятельность с применением некорректных приемов,

формируют к нему отрицательное отношение.

При этом, вопреки доводам ответчика, из анализа, как спорных фрагментов, так и всего

текста пресс-релиза от 30.06.2016 в целом, следует, что в них ответчиком констатируются

именно факты, а не высказывается мнение, как заявляет ответчик.

Оспариваемые фразы приведены в пресс-релизе в утвердительной форме, т.е. в виде

фактов, которые объективно существует в действительности (на момент публикации). Все

предложения в пресс-релизе построены в форме утверждения, слова - маркеры, характерные

для оценочных суждений, в тексте отсутствуют.

Доказательств соответствия действительности сведений, опровержения которых просит

истец, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

При этом истец, ссылаясь на искажение сведений, содержащихся в оспариваемом

материале, факт предоставления информации в той форме и того содержания, которая была

изложена в спорном пресс-релизе от 30.06.2016, отрицает.

А04-10573/2016

12

В свою очередь администрацией документальных подтверждений либо иные

допустимых доказательств (записей телефонных переговоров с должностными лицами истца,

интервью и т.п.) утверждений, приведенных в пресс-релизе от 30.06.2016, не представлено.

Представленное ответчиком письмо Амурского ЦГМС от 04.07.2016 № 774 не

подтверждает достоверность и соответствие действительности распространенных истцом

сведений.

Относительно пресс-релиза, опубликованного на сайте администрации города Белогорск

в сети Интернет 19.07.2016 под заголовком «Амурский Гидрометцентр потребовал от

администрации Белогорска восстановить свою метеорепутацию», негативной информацией

об Амурском ЦГМС, порочащей его честь и деловую репутацию, истец считает следующие

сведения: «Пресс-релиз обнародован после неоднократных и безуспешных попыток

руководителя пресс-службы главы Белогорска Марины Зингер получить данные в Амурском

гидрометцентре о выпавших на территории города в июне осадках.»; «Ранее проблем в

получении данных о метеорологических явлениях не возникало»; «Более того, гидрометцентр

предложил муниципалитету эту информацию покупать»; «Используя замысловатые

словесные конструкции о «режимности» и обязательном прохождении «пространственного

контроля» данных амурского УГМС, руководитель филиала Виталий Соловьев не

опровергает, что запрошенные ранее данные являются платными, и пресс-службе главы

Белогорска было действительно рекомендовано обратиться в маркетинговый отдел для

ознакомления «с прейскурантом цен на предоставление информации о состоянии

окружающей среды, ее загрязнения»; «Учитывая интенсивность и частоту дождей,

выпадавших в Белогорске в течение всего июня, администрации города была необходима

информация о количестве осадков за июнь для принятия решений по обеспечению

бесперебойной жизнедеятельности муниципалитета и доведения этой информации до

жителей города»; «В-третьих, помимо прогнозов погоды на краткосрочную перспективу,

присылаемых периодически (и зачастую за сутки до метеорологического явления)»;

«Однако, ни с начала 2016 года, ни за месяц до повышения уровня реки Томь выше

критических отметок, Амурским ЦГМС не было прислано ни одного предостережения о

возможном подтоплении городского округа. Если бы служба отработала свое предназначение

качественно и в срок, то муниципалитет смог бы своевременно принять ряд важных

решений.»; «Более того, информация, вовремя полученная от Амурского ЦГМС, позволила

бы внести коррективы в бюджетное планирование города, в хозяйственную деятельность

муниципальных предприятий.»; «Тем более, что последние зачастую не по долгу службы, а из

чувства ответственности за вверенный горожанами округ, например, изыскивают средства на

А04-10573/2016

13

бензин для выезда специалистов Амурского ЦГМС для получения оперативной и

достоверной информации о гидрологической ситуации в верховьях Томи.»; «Амурский

ЦГМС предлагает купить информацию»; «При этом, не забывая просить у муниципалитета

денег на бензин для водомета».

Изучив пресс-релиз, опубликованный на сайте администрации города Белогорск в сети

Интернет 19.07.2016 под заголовком «Амурский Гидрометцентр потребовал от

администрации Белогорска восстановить свою метеорепутацию», с учетом тех сведений,

которые, по мнению истца, порочат его честь и деловую репутацию, суд приходит к выводу,

что данный пресс-релиз частично содержит информацию, не соответствующую

действительности и порочащую деловую репутацию истца.

В частности из содержания спорных фрагментов пресс-релиза от 19.07.2016

усматривается, что в нем содержатся утверждения о неоднократных и безуспешных попытках

руководителя пресс-службы главы Белогорска получить данные в Амурском ЦГМС о

выпавших в июне на территории города осадках, что не позволило муниципалитету

своевременно принять ряд важных решений.

Однако, данные утверждения, содержащиеся в следующих фрагментах пресс-релиза от

19.07.2016 «Пресс-релиз обнародован после неоднократных и безуспешных попыток

руководителя пресс-службы главы Белогорска Марины Зингер получить данные в Амурском

гидрометцентре о выпавших на территории города в июне осадках.»; «Однако, ни с начала

2016 года, ни за месяц до повышения уровня реки Томь выше критических отметок,

Амурским ЦГМС не было прислано ни одного предостережения о возможном подтоплении

городского округа. Если бы служба отработала свое предназначение качественно и в срок, то

муниципалитет смог бы своевременно принять ряд важных решений.», опровергаются

имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

Так, согласно представленной в материалы дела переписке, 29.06.2016 Амурским

ЦГМС в адрес губернатора Амурской области, министра лесного хозяйства и пожарной

безопасности Амурской области, начальника Главного управления МЧС России по Амурской

области, министра природных ресурсов Амурской области, начальника ФКУ Упрадор

«Лена», Управления Роснотребнадзора по Амурской области было направлено

Предупреждение исх.№ 730 от 29.06.2016 об ожидающемся подъеме уровня воды, с

подтоплением поймы на р. Томь в районе с. Воскресеновка.

На основании данного Предупреждения Главным управлением МЧС России по

Амурской области письмом от 29.06.2016 исх. 1096-26 соответствующая информация с

перечнем рекомендаций была направлена Главам Белогорского района и г. Белогорск.

А04-10573/2016

14

Получение аналогичной информации управлением по делам ГО и ЧС г. Белогорска

подтверждено представленным в материалы дела письмом от 29.06.2016, в котором

оперативным дежурным подтверждено получение предупреждения от 29.06.2016 исх. №

1096-26 об ожидаемых погодных явлениях, доведение соответствующей информации до

начальника управления, Главы города и его заместителя, пресс-службы города, оперативным

диспетчерским службам, выполнение рекомендованных мероприятий.

В тот же день (29.06.2016) администрация города Белогорск в направленном в адрес ФКУ

«ЦУКС ГУ МЧС России по Амурской области» рапорте отчиталось о доведении информации

Амурского ЦМГС об ожидающемся подъеме уровня воды, в том числе до глав Белогорского

района и сельских поселений.

В письме исх. № 4145-6 от 15.07.2016 Главное управлением МЧС России по Амурской

области сообщило Директору Амурского ЦГМС, о том, что в соответствие с пунктом 2.2

Соглашения об информационном обмене между Главным управлением МЧС по Амурской

области и Амурским ЦГМС информация, об ожидаемом опасном гидрологическом явлении

на р. Томь в районе г. Белогорск Главным управлением было получено и доведено до всех

заинтересованных служб и ведомств, в том числе до ЕДДС Белогорского муниципального

района и городского округа Белогорск. В данном письме также указало, что в последующие

дни информация о текущей и прогнозируемой гидрологической обстановке на р. Томь,

уточнялась у специалистов Амурского ЦГМС и доводилась в ежедневных оперативных

прогнозах.

С учетом представленных письменных доказательств, суд приходит к выводу, что

сведения, содержащиеся в пресс-релизе от 19.07.2016, а именно: «Пресс-релиз обнародован

после неоднократных и безуспешных попыток руководителя пресс-службы главы Белогорска

Марины Зингер получить данные в Амурском гидрометцентре о выпавших на территории

города в июне осадках.», «Однако, ни с начала 2016 года, ни за месяц до повышения уровня

реки Томь выше критических отметок, Амурским ЦГМС не было прислано ни одного

предостережения о возможном подтоплении городского округа. Если бы служба отработала

свое предназначение качественно и в срок, то муниципалитет смог бы своевременно принять

ряд важных решений», не соответствуют действительности.

При этом, форма выражения указанной информации носит явно утвердительный

характер, формируют негативное общественное мнение в отношении деятельности истца.

Анализируя словесно-смысловую конструкцию фрагментов: «Более того,

гидрометцентр предложил муниципалитету эту информацию покупать.»; «Тем более, что

последние зачастую не по долгу службы, а из чувства ответственности за вверенный

А04-10573/2016

15

горожанами округ, например, изыскивают средств на бензин для выезда специалистов

Амурского ЦГСМ для получения оперативной и достоверной информации о гидрологической

ситуации в верховьях Томи.»; «… Амурский ЦГМС предлагает купить информацию…»; «

При этом, не забывая просить у муниципалитета денег на бензин для водомета!», суд пришел

к выводу о том, что данные фрагменты также не содержит суждений автора, его личной

оценки действий истца, а являются именно утверждениями в отношении конкретного лица

(Амурского ЦГМС), могут создавать впечатление о недобросовестности истца.

При этом, учитывая возражения истца относительно достоверности приведенных в

спорных фрагментах утверждений, документального подтверждения действительности и

бесспорности, ответчиком в материалы дела не представлено.

Оспариваемые сведения опубликованы для всеобщего свободного доступа в сети

Интернет, носят утвердительный характер, не соответствуют действительности (обратного

ответчиком не доказано) и порочат деловую репутацию истца.

Исходя из вышеуказанного, суд считает обоснованными и подлежащими

удовлетворению требования истца в отношении следующих сведений содержащихся:

- в пресс-релизе от 30.06.2016 «Амурский гидрометцентр отказывается предоставлять

муниципальным органам власти региона оперативную информацию о

гидрометеорологических явлениях»; «Соответствующая директива спущена на все

метеостанции Амурской области, сообщила замдиректора Амурского гидрометцентра Елена

Печкина. Касается она всех оперативно-прогностических данных. Не исключение период

стихийных гидрометеорологических явлений, а также прогнозируемое наводнение»;

«Специалисты Гидрометцентра рекомендуют заключать договора на возмездное

обслуживание»; «Стоимость разового получения оперативной информации колеблется от 600

до 1000 рублей. Впрочем, намекнули в учреждении, сумма может доходить и до миллиона, в

зависимости от того, какие данные необходимы заказчику»; «Как сообщили в маркетинговом

отделе Амурского Гидрометцентра, выполняя Госзаказ, метеостанции не имеют права

предоставлять «наблюдательные» данные властям на местах без перечисления средств»;

«Достоверной информация становится только тогда, когда наблюдения метеорологов на

местах проходят инженерную и другую прогностическую проверку у нас в Благовещенске, -

подчеркнула Елена Печкина. - Мы тут все оцениваем, анализируем и только тогда разрешаем

выдавать данные для всеобщего пользования.»; «Понятно, что в стране сложное время, всем

нужны деньги, но мне все же непонятна позиция метеорологов в продаже метеоданных,

прокомментировал ситуацию начальник Управления ГОиЧС администрации Белогорска

Михаил Драгунов.»;

А04-10573/2016

16

- в пресс-релизе от 19.07.2016 - «Пресс-релиз обнародован после неоднократных и

безуспешных попыток руководителя пресс-службы главы Белогорска Марины Зингер

получить данные в Амурском гидрометцентре о выпавших на территории города в июне

осадках.»; «Более того, гидрометцентр предложил муниципалитету эту информацию

покупать.»; Однако, ни с начала 2016 года, ни за месяц до повышения уровня реки Томь выше

критических отметок, Амурским ЦГМС не было прислано ни одного предостережения о

возможном подтоплении городского округа. Если бы служба отработала свое предназначение

качественно и в срок, то муниципалитет смог бы своевременно принять ряд важных

решений.»; «Тем более, что последние зачастую не по долгу службы, а из чувства

ответственности за вверенный горожанами округ, например, изыскивают средств на бензин

для выезда специалистов Амурского ЦГСМ для получения оперативной и достоверной

информации о гидрологической ситуации в верховьях Томи.»; «… Амурский ЦГМС

предлагает купить информацию…»; « При этом, не забывая просить у муниципалитета денег

на бензин для водомета!».

Требования истца в части признания не соответствующими действительности и

порочащими деловую репутацию истца содержащихся в пресс-релизе администрации города

Белогорск под заголовком «Амурский Гидрометцентр потребовал от администрации

Белогорска восстановить свою метеорепутацию», опубликованном 19.07.2016, а именно в

отношении сведений: «Ранее проблем в получении данных о метеорологических явлениях не

возникало»; «Используя замысловатые словесные конструкции о «режимности» и

обязательном прохождении «пространственного контроля» данных амурского ЦГМС,

руководитель филиала Виталий Соловьев не опровергает, что запрошенные ранее данные

являются платными, и пресс-службе главы Белогорска было действительно рекомендовано

обратиться в маркетинговый отдел для ознакомления «с прейскурантом цен на

предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения»; «Учитывая

интенсивность и частоту дождей, выпадавших в Белогорске в течение всего июня,

администрации города была необходима информация о количестве осадков за июнь для

принятия решений по обеспечению бесперебойной жизнедеятельности муниципалитета и

доведения этой информации до жителей города»; «В-третьих, помимо прогнозов погоды на

краткосрочную перспективу, присылаемых периодически (и зачастую за сутки до

метеорологического явления)»; «Более того, информация, вовремя полученная от Амурского

ЦГМС, позволила бы внести коррективы в бюджетное планирование города, в

хозяйственную деятельность муниципальных предприятий.», удовлетворению не подлежат,

поскольку указанные фразы являются суждениями, предположениями, выражением

А04-10573/2016

17

субъективного мнения и взглядов ответчика которые не могут служить предметом

опровержения в смысле ст. 152 ГК РФ. В связи с чем требование истца о защите деловой

репутации в части данных требований не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 152 ГК РФ, если сведения, порочащие честь,

достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой

информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Аналогичная норма предусмотрена и статьей 43 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О

средствах массовой информации».

Порядок опровержения предусмотрен статьей 44 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О

средствах массовой информации».

Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 при

удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать способ опровержения

не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости изложить

текст такого опровержения, где должно быть указано, какие именно сведения являются не

соответствующими действительности и порочащими, когда и как они были распространены,

а также определить срок, в течение которого оно должно последовать.

При указанных обстоятельствах администрация города Белогорск обязана опровергнуть

признанные судом порочащими деловую репутацию истца недостоверные сведения путем

публикации на интернет-ресурсе http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode, на том же месте

полосы, на котором были опубликованы недостоверные сведения, набранного тем же

шрифтом в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина по делу составляет

6 000 руб., расходы по уплате которой относятся на ответчика и подлежат взысканию в

пользу истца, поскольку ответчик не освобожден от несения судебных расходов по делу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, суд

решил:

Требования федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное

управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН

1132801000364, ИНН 2721198826) к администрации города Белогорск (ОГРН

1022800711647, ИНН 2804004986) удовлетворить частично:

- признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию

федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1132801000364, ИНН

А04-10573/2016

18

2721198826) содержащиеся в пресс-релизе администрации города Белогорск (ОГРН

1022800711647, ИНН 2804004986) под заголовком «Амурский Гидрометцентр:

муниципалитеты должны платить за предоставление оперативной информации о

метеоданных», опубликованном 30.06.2016 на Интернет-сайте

http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode/27767-amurskij-gidromettsentr-munitsipalitetydolzhny-

platit-za-predostavlenie-operativnoj-informatsii-o-meteodannykh, следующие сведения:

- «Амурский гидрометцентр отказывается предоставлять муниципальным органам

власти региона оперативную информацию о гидрометеорологических явлениях»;

- Соответствующая директива спущена на все метеостанции Амурской области,

сообщила замдиректора Амурского гидрометцентра Елена Печкина. Касается она всех

оперативно-прогностических данных. Не исключение период стихийных

гидрометеорологических явлений, а также прогнозируемое наводнение»;

- «Специалисты Гидрометцентра рекомендуют заключать договора на возмездное

обслуживание»;

- «Стоимость разового получения оперативной информации колеблется от 600 до 1000

рублей. Впрочем, намекнули в учреждении, сумма может доходить и до миллиона, в

зависимости от того, какие данные необходимы заказчику»;

- «Как сообщили в маркетинговом отделе Амурского Гидрометцентра, выполняя

Госзаказ, метеостанции не имеют права предоставлять «наблюдательные» данные властям на

местах без перечисления средств»;

- Достоверной информация становится только тогда, когда наблюдения метеорологов на

местах проходят инженерную и другую прогностическую проверку у нас в Благовещенске, -

подчеркнула Елена Печкина. - Мы тут все оцениваем, анализируем и только тогда разрешаем

выдавать данные для всеобщего пользования.»;

- «Понятно, что в стране сложное время, всем нужны деньги, но мне все же непонятна

позиция метеорологов в продаже метеоданных, прокомментировал ситуацию начальник

Управления ГОиЧС администрации Белогорска Михаил Драгунов.».

- признать не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию

федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по

гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1132801000364, ИНН

2721198826) содержащиеся в пресс-релизе администрации города Белогорск (ОГРН

1022800711647, ИНН 2804004986) под заголовком «Амурский Гидрометцентр потребовал от

администрации Белогорска восстановить свою метеорепутацию», опубликованном 19.07.2016

на Интернет-сайте http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode/27941-amurskij-gidromettsentrА04-

10573/2016

19

potreboval-ot-administratsii-belogorska-vosstanovit-svoyu-meteoreputatsiyu, следующие сведения:

- «Пресс-релиз обнародован после неоднократных и безуспешных попыток

руководителя пресс-службы главы Белогорска Марины Зингер получить данные в Амурском

гидрометцентре о выпавших на территории города в июне осадках.»;

- «Более того, гидрометцентр предложил муниципалитету эту информацию покупать.»;

- Однако, ни с начала 2016 года, ни за месяц до повышения уровня реки Томь выше

критических отметок, Амурским ЦГМС не было прислано ни одного предостережения о

возможном подтоплении городского округа. Если бы служба отработала свое предназначение

качественно и в срок, то муниципалитет смог бы своевременно принять ряд важных

решений.»;

- «Тем более, что последние зачастую не по долгу службы, а из чувства ответственности

за вверенный горожанами округ, например, изыскивают средств на бензин для выезда

специалистов Амурского ЦГСМ для получения оперативной и достоверной информации о

гидрологической ситуации в верховьях Томи.»;

- «… Амурский ЦГМС предлагает купить информацию…»;

- « При этом, не забывая просить у муниципалитета денег на бензин для водомета!».

- обязать администрацию города Белогорск (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986) в

течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда опровергнуть

порочащие деловую репутацию федерального государственного бюджетного учреждения

"Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

(ОГРН 1132801000364, ИНН 2721198826) недостоверные сведения путем публикации на

интернет-ресурсе http://belogorck.ru/novosti/segodnya-v-gorode, на том же месте полосы, на

котором были опубликованы недостоверные сведения, набранного тем же шрифтом

настоящее решение суда.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с администрации города Белогорск (ОГРН 1022800711647, ИНН 2804004986)

в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное

управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН

1132801000364, ИНН 2721198826) расходы по уплате госпошлины в сумме 6 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, может

быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный

апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья Н.С.Заноза

А04-10573/2016

20